Система управления производством (MES), разработанная и внедренная на автогиганте Институтом цифровых технологий РФЯЦ-ВНИИЭФ, получила мощное развитие и готовится к масштабированию.
От бумаг – к цифре
В 2018 году на ПАО «КАМаЗ» была утверждена Стратегия цифровой трансформации, в рамках которой в 2020-м в автопроизводитель получил грант от Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) и заключил с ИЦТ договор на внедрение MES.
Цифровизация производства поэтапно затронула 9 цехов 3 заводов: прессово-рамного, автомобильного и двигателей. Они обеспечивают главные сборочные конвейеры необходимыми комплектующими, так что от своевременности исполнения плана ими зависит бесперебойная работа главного сборочного конвейера всего предприятия.
На 3,5 года отделение 3506 Института цифровых технологий во главе со своим руководителем Ольгой Николаевной Заньковой буквально поселилось на «КАМаЗе».
О.Занькова:
– Была проделана огромная работа: обследованы объекты и все процессы (как производственные, так и взаимодействия с уровнем предприятия в целом), выявлены «узкие места», выполнен реинжиниринг, осуществлены разработка и внедрение, в постоянном режиме проводятся обучение и техническая поддержка пользователей.
Технологической основой MES для «КАМаЗа» стала СПЖЦ.MES – система, предназначенная для управления производственными процессами в дискретном производстве. Институт цифровых технологий – разработчик уникального комплекса программ полного жизненного цикла изделий «Цифровое предприятие». Отечественный, импортонезависимый, он позволяет обеспечить решение прикладных задач на всех этапах научно-производственной деятельности и защиту важной информации до уровня «Совершенно секретно», что подтверждено сертификатами ФСТЭК РФ. Обладает этими преимуществами и СПЖЦ.MES.
При внедрении систему гибко адаптировали к потребностям автопроизводителя в целом и к особенностям процессов в каждом цехе. Она позволила автоматизировать в них внутрицеховое планирование и диспетчеризацию работ, обеспечила прозрачность и повысила производительность. Например, раньше мастер должен был сказать каждому рабочему что и на чем делать, рабочему требовалось отчитаться о выполненном (и отправить деталь контролеру) или сообщить о поломке, контролеру – проверить детали и передать информацию об их качестве, наладчику – отремонтировать станок и сообщить мастеру об устранении проблемы, мастеру – направить рабочего трудиться на вернувшемся в строй оборудовании… Благодаря MES рабочий узнает задание на смену, просто отсканировав свой бейдж со штрих-кодом, отчитывается о выполненном (или о неполадке), нажав несколько кнопок, и уведомление тут же поступает исполнителю, задействованному в цепочке дальнейшей работы над деталью, ее проверки и передачи на склад – или в цепочке устранения поломки оборудования. Мастер видит актуальную картину происходящего у него на участке, начальник цеха – по всему цеху. Это не просто позволяет контролировать процессы, но и дает возможность руководству анализировать и своевременно принимать управленческие решения в случае непредвиденных обстоятельств, а также обеспечивает сквозной цикл планирования и отчетности.
От скепсиса – к единению
Версию MES для автогиганта сделали максимально отвечающей потребностям производства в целом и конкретных цехов в частности, а также удобной и интуитивно понятной для работников любого уровня. Ольга Николаевна подчеркивает: это не заслуга исключительно ее коллектива, а результат именно совместной работы ИЦТ и руководителей проекта со стороны «КАМаЗа». Подтверждением тому служат более 1500 реализованных в ходе внедрения предложений пользователей – от глобальных, вроде разработки и десктопной версии, и версии для планшетов с веб-интерфейсом (огромным цехам нужны как стационарные терминалы, так и планшеты) и заканчивая частностями, понятными только тем, кто трудится за тем или иным станком.
У «КАМаЗа» внедрена система планирования на базе SAP, которая из единого цифрового пространства верхнего уровня формирует и передает данные на заводы и в цехи, а затем ожидает от них отчета по отгрузке продукции. Цехи для системы были «черными ящиками»: что происходит на производстве между этими двумя этапами, в ней не отражалось. И одним из условий внедрения MES была интеграция с этой системой.
О.Занькова:
– Данные в системе нередко оказывались неактуальными. В системе были – и назначались MES автоматически на работы – в том числе уже уволившиеся люди и отсутствующие станки. Некоторые процессы на местах перестроили, а в системе это не отразилось. Да и суточный план формировался в полном объеме лишь к 14-15 часам – когда большая часть рабочего времени 1-й смены уже прошла.
Передаваемая этой системой в MES неактуальная нормативно-справочная информация (НСИ) приводила к тому, что продуманные и отлаженные процессы не увязывались с цеховой реальностью. Проблему выявили, зафиксировали, «КАМаЗ» создал центр, который занялся модернизацией процессов обеспечения НСИ, – и дело MES стало налаживаться. Успешное внедрение продолжилось работами по технической поддержке и развитию. Сегодня ведется интеграция MES с системами предприятия: SAP ТОРО,SAP HRM,СКУД, что позволит сделать работу рабочих и состояние оборудования еще более прозрачным.
От внедрения – к масштабированию
MES не просто структурировала работу цехового персонала и продемонстрировала проблемы процессов и НСИ на «КАМаЗе». Она породила изменения во всем цифровом пространстве предприятия, став стимулом для обновления и модернизации системы планирования верхнего уровня. А на своем уровне оказалась настолько эффективной, что автогигант захотел распространить ее и на другие цехи.
Применить MES как типовое решение на другие цехи возможно, но в каждом из них есть уникальные функционал и процессы. Поскольку договор, заключенный на средства гранта от РФРИТ, исчерпан, недавно «КАМаЗ» принял решение масштабировать систему самостоятельно, используя приобретенную у ИЦТ лицензию на разработку интерфейса. Базой же для модификаций под другие заводы и цехи стала MES-система Института цифровых технологий. Так что этот этап – одновременно новая ступень цифровой трансформации предприятия и очередной виток совMESтного успеха ИЦТ и «КАМаЗа».